Auto-Ликбез
  • Register

Выбор, подготовка и установка навигационного оборудования на мотоцикл для участия в ралли-рейдах. В ралли-рейдах, как известно, едут по незнакомой трассе имея лишь бумажную легенду. Для этого нужны следующие вещи: держатель легенды, счётчик пройденного пути и, если в легенде предусмотрено движение по курсам или даны точки КС и КП, GPS-навигатор.

ДЕРЖАТЕЛИ ДОРОЖНОЙ КНИГИ (Легенды или по-другому Роадбука).
Как правило, Дорожная книга в нашем Чемпионате выдаётся в виде листиков формата А5. Можно засунуть её в карман, можно выучить странниц 20 наизусть, как лидеры Дакара, можно её не брать и пытаться ехать по следам (или звёздам). Но я рекомендую всё-таки взять её с собой и закрепить на мотоцикле.

1. Самый простой вариант это кусок пластика (картонки) размером А5 прикрепленный на руле хомутиками или скотчем.

Легенда на пластике держится резинкой. С обратной стороны резинку нужно закрепить скотчем к пластику, чтобы при тряске резинка не «ушла». А чтобы было удобно в перчатках отрывать и выкидывать листки нужно заранее согнуть уголок каждого листка. Также я видел, как автомобильные штурманы просто сминают нижнюю половину каждого листика, чтобы удобно было перелистывать. Сверху можно прикрепить прозрачную пленку (от дождя).

Бюджет: бесплатно.
Плюс: дешевизна, можно быстро сделать перед стартом, если накануне сломал перемотку:

Минусы: если заблудился, придётся собирать листики по дороге обратно :)

2. Ручная перемотка из бутербродницы. На фото взятых у «ALF-a» всё видно.

Крепиться на руль. ALF приделал к этой бутерброднице электромоторчик. И даже приделал регулятор скорости перемотки. 

Бюджет: от бесплатно до 300 руб.
Плюс: простота и дешевизна.
Минусы: не всем удаётся одновременно крутить ручную перемотку и быстро ехать.

3. Фирменные ручные перемотки. Имеют, как правило, удлинитель с барашком, чтобы крутить не убирая руки с руля.

Бюджет: до 1000 руб.
Плюс: простота и дешевизна.
Минусы: не всем удаётся одновременно крутить ручную перемотку и быстро ехать.

4. Специальная электрическая перемотка.

На фото перемотка вместе с счётчиком пути.
Позволяют крутить вперед и назад. Назад нужно, когда заблудился или гонка в несколько кругов по кольцу. Возможно приобрести с подсветкой типа RB750 Rally — Electric Roadbook Holder.

Цена: 285 Евро (11400 руб без доставки).
Плюсы: не самый дорогой — есть сильно дороже.
Минусы: хочется другой переключатель перемотки – часто страдает от падения.

СЧЁТЧИК ПРОЙДЕННОГО ПУТИ
Состоит из самого устройства с циферблатом, магнита на колесе и датчика на пере вилки.
Самая главная характеристика счётчика – размер цифр.

1. Штатный спидометр мотоцикла:

Плюсы: не надо ничего делать дополнительно.
Минусы: не всегда точный, нет возможности корректировать пробег, в гонке разглядеть цифры на штатном одометре решительно невозможно.
На некоторых мотоциклах есть возможность корректировки пробега. Например, на Yamaha WR или KTM EXC, но тянуться к приборке сложно. У КТМ-а как опция есть выносной пультик:

но всё равно размер цифр недостаточен для комфортной навигации плюс приборка всегда расположена слишком внизу – нужно сильно опускать взгляд. Также на фото видно, что переключатель установлен на правую сторону, т.к. слева уже не хватет места. И, как правило, при установке перемотки приборку вообще не видно.

2. Можно использовать GPS-навигатор.

Плюсы: точный, возможность работы от внутреннего аккумулятора при потере внешнего питания, есть часы.
Минусы: нет возможности корректировать пробег, маленькие циферки.

3. Приборная панель TRAIL TECH VECTOR и аналогичные.

Необходимо устанавливать датчик на колесо (о датчиках читайте ниже).

Цена: в районе 4000 рублей.
Плюсы: не очень дорого, возможность корректировки пробега, достаточно распространены.
Минусы: размер цифр немного проигрывает специальным устройствам ICO или Touratech, страдает от вибраций пластмассовый корпус и места крепления.

4. Велокомпьютеры

Плюсы: цена.
Минусы: размер экрана (цифр), не выдерживает вибраций.

5. Специальные устройства, ICO, TerraTrip, Touratech (Фото 12-2), Pemopa и т.п.

Самый распространённый ICO 001 — ICO Rally VR Light на фото сам прибор, датчик и крепёжная пластина. Датчик нужно устанавливать на колесо. Счётчики могут настраиваться на размер колеса, но, как правило, уже идут настроенные на 21-е колесо.

Цена: 10 000 руб.
Плюсы: самые большие циферки, возможности корректировать пробег, есть часы, показывает пробег, время и скорость, запоминает максимальную скорость и другие параметры (смотреть инструкцию), возможность работы от внутренних двух батареек (важно при потере питания).
Минусы: пластмассовый пульт практически сразу трескается.
О ДАТЧИКАХ ПРОБЕГА
На колесе крепиться магнит, а датчик срабатывает каждый раз, когда мимо него проситься магнитик.
В комплекте, например, устройства ICO идёт магнитик с пластилинчиком — холодной сваркой.

Крепиться в удобном месте на ступицу или тормозной диск. Но я бы рекомендовал купить специальный болтик с магнитной головкой.

На фото виден этот болтик, который нужно вкрутить вместо одного из болтиков переднего тормозного диска, а также видна крепёжная пластина под датчик. Бывают специальные магнитики-таблетки. На КТМ-ах магнит присутствует штатно.

Датчик обычно представляет из себя геркон (герконовое реле), замыкающийся при поднесении к нему магнита. Его можно закрепить на пластинке,

можно просверлить отверстие и нарезать резьбу в тормозном суппорте.

На фото пример установки на КТМ Дмитрия Артамонова.

Провод следует проложить вдоль тормозного шланга с учётом того, чтобы при работе вилки он не перетёрся.
КРЕПЛЕНИЕ ПРИБОРОВ
Крепить приборы стараются повыше, чтобы не сильно отвлекать взгляд от дороги. Крепить можно на руль для этого есть специальные кронштейны.

При этом надо внимательно смотреть за ходом тормозного шланга, чтобы при ходе вилки он не накинулся на ваши приборы. Приходиться переносить точки крепления направляющих. 

Также желательно в местах возможного касания прикрыть острые углы. На фото видно, что шланг тормоза пришлось пустить за щитком переднего номера. Иногда спасает только перенос тормозного шланга на «заднюю» сторону пера вилки. Так сделано, к примеру, у Игоря Семенюка. Обратите внимание на то, что на кроссовых мотоциклах тормозной шланг совсем короткий, поэтому его придется поменять на более длинный от эндуро-моделей или сделать новый.

Также иногда приходиться резать табличку номерного знака.

Цена такого крепления на руль: 4000 руб.
Плюсы: просто устанавливать, относительно недорого.
Минус: утяжеляет руль.
Крепят также и на специальном кронштейне закрепленном на рулевой колонке.
Здесь нужно решиться сверлить отверстия в колонке, но приборы не утяжеляют руль.
Плюсы: не утяжеляет руль.
Минус: увеличивает общий вес, определённо дороже.


Счетчики пробега крепят как можно выше, т.к. на него приходиться смотреть много чаще чем на другие приборы. Можно на дополнительном кронштейне, но мне понравилось крепление ICO-шки прямо к перемотке.

ВЫБОР И КРЕПЛЕНИЕ ПУЛЬТОВ УПРАВЛЕНИЯ.
Все приборы идут с пультами управления и их по логике нужно устанавливать под левую руку, т.к. правая занята газом. В итоге выходит, что у левой ручки должны крепиться:
— пульт перемотки легенды;
— пульт управления счётчиком пути;
— кронштейн крепления рычага сцепления (иногда с рычажком обогатителя);
— кнопка остановки двигателя;
— крепление защиты рук и рычага сцепления;
— также иногда приходиться на левую сторону крепить и GPS-навигатор, если справа не дают тормозной шланг и тросики газа.
Все они мешают друг другу и нужно постараться разместить их на одной стороне руля. Но можно поставить комбинированный пульт, который занимает меньше места и к тому же намного прочнее штатных пультов. На фото виден такой пульт, но и он может пострадать при падении:

GPS-навигатор можно закрепить на руле справа, слева или посередине.
Навигатор обязан быть, т.к. поможет вернуться, если вы заблудились. Т.е он может быть закреплён на руле, но в крайнем случае может ехать и в рюкзаке.
ВОПРОСЫ ПИТАНИЯ ПРИБОРОВ
В идеальном варианте:
— записываются от штатного аккумулятора;
— каждый прибор должен быть на отдельном предохранителе;
— должны работать от внутренних батарей при потере питания;
— должны отключаться от питания при неработающем двигателе и др.
В случае отсутствия штатного генератора (кроссовый мотоцикл) есть два пути:
— наматывается дополнительная обмотка на родной статор (ищите специалистов);
— покупка и установка статора с дополнительной обмоткой;
— установка аккумулятора.
Нужно иметь ввиду, что по правилам ралли-рейдов генератор кроме вашего оборудования ещё должен питать переднюю фару и задний фонарь (лучше светодиодные). Поэтому мощность желательна не менее 100 Ватт. Нужно считать общее потребление ваших приборов. К статору в комплекте может идти регулятор напряжения или его нужно будет докупить отдельно. И вообще – тема света на кроссовый мот обсуждается часто. Пример статора с дополнительными обмотками:

Аккумулятор (желательно облегчённый) можно установить под боковым пластиком с левой стороны или в корпус воздушного фильтра, но можно и на руль (вариант на мотоцикле CR500 Алексея Попова):

ТАРИРОВАНИЕ ПРИБОРОВ
Проверить работу приборов и тарировать их необходимо заранее до гонки.
Счётчик пути точнее всего проверить по GPS-навигатору. В инструкции к прибору должно быть указано, как его корректировать. Также тарированный участок бывает в начале легенды, выдаваемой перед гонкой.
Свои часы нужно всегда синхронизировать с судейскими часами. Но судьи своё время выставляют по GPS, поэтому вам достаточно иметь навигатор или по навигатору выставить время на своих часах. Делать это обязательно, чтобы на старте быть точно в назначенное время.

e-max.it: your social media marketing partner

You have no rights to post comments

Меню сайта

Календарь

30 Сен 2017
Gorilla Drift Energy. 5 Этап
21 Окт 2017
Gymkhana Drift Games. 4 этап